МОУ "Березовская средняя общеобразовательная школа имени С. Н. Климова" |
[о школе] [учебная работа] [воспитательная работа] [педагогический коллектив] [Климов] [нормативные документы] [ЕГЭ и ГИА] [ФГОС] [СБППО] [новости] [школьная газета] [детская организация]
Учебный курс ОРКСЭ
Материалы РМО
по МХК:
публикация,
презентации.
|
Анализ методической работы в 2010-2011 учебном году (скачать в формате doc) В 2010-2011 учебном году коллектив школы работал над решением целей и задач: 1. Развитие нравственной, гармонической, физически здоровой личности, способной к самоопределению и творчеству на благо отчизны. 2. Предоставление стандартного базового образования. 3. Совершенствование методического мастерства и аналитической деятельности учителя путем освоения новых технологий, программ и методических комплексов и развития навыков самоанализа педагогической деятельности. 4. Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявлять их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства. 5. Гуманизация образовательного процесса. 6. Обновление содержания образования. 7. Совершенствование системы работы школы, направленной на развитие патриотических и духовно-нравственных качеств личности.
Методическая проблема школы: Повышение качества образования через гуманизацию образовательного процесса, посредством развития духовно-нравственных и патриотических качеств субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса. Методическая работа школы в 2010 – 2011 учебному году строилась в соответствии с планом работы методического совета. Приоритетные направления в работе методического совета: · изучение и внедрение в педагогический процесс новых педагогических технологий с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации учащихся, развития познавательного интереса; · создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей; · изучение и распространение передового педагогического опыта; · создание условий для повышения эффективности и качества учебно-образовательного процесса. Работа методического совета строилась в тесном контакте с методическими объединениями, через педсоветы. В течение учебного года было проведено 5 заседаний методического совета. Так, на первом заседании методического совета были подведены итоги работы прошедшего года и спланирована работа на новый учебный год. В план работы были включены: - работа с одарёнными детьми; - мероприятия по реализации преемственности ДОУ – первая ступень – среднее звено; - подходы к использованию новых педагогических технологий (проектная методика, использование компьютерных технологий) с целью повышения качества ЗУН; - повышение квалификации педагогов школы; - подготовка материалов к тематическим педагогическим советам; - подготовка и проведение предметных недель; - организация работы по повышению педагогического мастерства учителей (организация работы учителей по индивидуальным темам, темам самообразования).
Учителя, работая над темой самообразования, использовали свои наработки при проведении уроков. В педагогическом коллективе достаточно серьёзное внимание уделяется самообразованию учителей, методической учёбе. Систематический контроль за реализацией данного направления деятельности педагогического коллектива осуществляет директор школы. Методические темы по самообразованию, над которыми работают учителя, соответствуют методической теме школы – использование разных методик, методов, приёмов, форм, технологий с целью повышения качества ЗУН учащихся. Ставя цели перед собой, учителя определяли и методы, формы и приёмы их реализации: 1. Индивидуальный подход. 2. Использование нетрадиционных методик. 3. Уроки разных типов. 4. Использование дополнительной занимательной литературы. 5. Игровые технологии. 6. Использование компьютерных технологий. 7. Использование проектной методики. 8. Использование творческих способностей учащихся. 9. Создание ситуации успеха. 10. Взаимодействие с родителями.
Анализируя причины, мешающие достичь поставленных целей, связанные с невозможностью полной их реализации учителя называют следующие причины и работают над их устранением: - отсутствие заинтересованности родителей в успешном усвоении их детьми знаний; отсутствие родительского контроля; - низкая учебная мотивация учащихся; - низкий общий уровень развития учащихся; - неумение, нежелание учащегося услышать учителя, пойти навстречу; - невладение дисциплиной на уроке; - отсутствие каких-то определённых конкретных навыков у учащихся; - неоправданные пропуски уроков со стороны учащихся; - отсутствие занимательных материалов по предмету; - невозможность найти индивидуальный подход к конкретному учащемуся; - недостаточно активная работа с родителями.
На каждом заседании методического совета подводились итоги работы учителей-предметников над повышением качества ЗУН учащихся, работы по предупреждению неуспешности в обучении. Работа МС основывалась на общей воспитательно – образовательной цели школы, состоящей в создании «ситуации успеха» для всестороннего развития личности. Указанная цель конкретизировалась в темах МО. Основным звеном является методическое объединение учителей. Учителя объединены как по образовательным областям, так и по предметам, что в условиях нашей небольшой школы представляется целесообразным. Методическая работа была организована по объединениям учителей: · Классных руководителей · Начальных классов · Естественного цикла · Гуманитарного цикла · Математического цикла · Технологического цикла Каждое МО работает над своей проблемой в рамках проблемы школы: «Повышение качества образования через гуманизацию образовательного процесса, посредством развития духовно-нравственных и патриотических качеств субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса». В основу решения данной проблемы положена технология совершенствования основных умений и навыков В.Н.Зайцева. В этом ключе построена работа методических объединений. Так МО учителей математики реализует на практике основные положения технологии СОУ, исходя из следующей проблемы «Создание условий для успешной реализации намеченных направлений деятельности школы по формированию образовательной среды, обеспечивающей высокое качество знаний»; МО учителей начальных классов работает над проблемой «Использование развивающих упражнений с целью развития познавательных способностей учащихся при личностно-ориентированном обучении». В основу технологии совершенствования учебных умений и навыков положено их диагностирование. В 2010-2011 учебном году было проведено районное методическое объединение учителей математики, на котором были даны открытые уроки по алгебре в 7 классе «Формулы сокращённого умножения» и в 11 классе по алгебре и началам математического анализа «Логарифмическая функция». На заседании РМО прошло заседание круглого стола по теме «Современное состояние, проблемы и перспективы развития физико-математического образования в образовательных учреждениях района в условиях модернизации». В мае месяце на базе нашей школы состоялась межрайонная конференция на тему «Распространение опыта педагогической практики в области духовно- нравственного воспитания школьников» с представителями педагогического коллектива МОУ «Ивановско-лисичанская СОШ» Грайворонского района. Налажена система ежемесячных замеров скорости чтения, письма, вычислений. Наработан опыт проведения зрительных диктантов, обучение пересказу коротких текстов по – самарски. Учителя систематически обучают учащихся правилам конспектирования, иллюстрированию тетрадей. Для более эффективного освоения приемов технологии и в целях обучения педагогов приемам диагностирования учащихся в школе организован постоянно действующий семинар «Технологии СОУ», где учителя имеют возможность обменяться опытом и сравнить свои результаты с результатами коллег. На заседаниях МО происходит изучение инструктивно- методических писем о преподавании предметов, рассмотрение рабочих программ по предметам, рабочих программ элективных курсов, кружковых занятий, планов индивидуальных занятий. Перед проведением итоговой и промежуточной аттестации учащихся на заседаниях МО происходит обсуждение экзаменационных материалов. Во исполнение приказа реализации районной целевой программы «Одарённые дети», а также в целях повышения уровня знаний обучающихся, по утвержденному директором школы графику в октябре месяце ежегодно проводятся школьные предметные олимпиады среди учащихся 5-11 классов по следующим предметам: математика, физика, химия, биология, экология, география, экономика, информатика, русский язык, литература, история, обществознание, право, английский язык, технология, физическая культура, ОБЖ. На заседаниях МО заслушиваются результаты проведенных олимпиад. Особое внимание методическая служба школы уделяет вопросам итоговой аттестации школьников. Разработан план подготовки на весь учебный год выпускников 9 класса к проведению итоговой аттестации по русскому языку и алгебре в новой форме, биологии, обществознанию и 11 класса по русскому языку, математике, физике, обществознанию, истории, биологии, географии и химии в форме ЕГЭ. Вопросы по итоговой аттестации выносятся на родительские собрания, заседания МО учителей математики, гуманитарного и естественного цикла. В своей деятельности МО прежде всего ориентировалось на организацию методической помощи учителю. Поставленные перед учителем задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабыми детьми. Формирование знаний, умений и навыков учащихся – главная задача учителя. Был проведён классно-обобщающий контроль в 5 классе. Цель – определение прочности знаний учащихся школы и их готовности к обучению в среднем звене. Также проводилась проверка уровня подготовленности дошкольников, поступивших в 1 класс, их адаптация в первые дни обучения в школе. Учителям – предметникам были даны рекомендации. Особое внимание в работе МС уделялось совершенствованию форм методов организации урока. Учителя посещали уроки своих коллег по МО с последующим их обсуждением и анализом. Были даны открытые уроки учителями. В течение учебного года членами МС проведена работа, направленная на внедрение в практику преподавания современных технологий и методик: метод проектов, использование мультимедиа-пособий. Важным направлением работы МС является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей. Методический совет школы отслеживает обучение учителей на курсах, оказывает методическую и практическую помощь учителям, подавшим заявление на аттестацию. Ежегодно учителя школы повышают свою квалификацию на курсах переподготовки на базе БелРИПКППС. В 2010-2011 учебном году курсы по повышению квалификации прошли:
Обобщение передового педагогического опыта Одно из основных направлений методической работы – обобщение передового педагогического опыта. В прошедшем учебном году опыт учителей школы был обобщён и рекомендован учителям для использования. Они подготовили методические разработки, дали открытые уроки.
Ведущим принципом в деятельности школьной методической службы является гуманизация образовательного процесса. Постоянно общаясь с учителями, посещая уроки, видя трудности, выявляя передовой опыт в ходе специального изучения, диагностирования администрация школы определяет содержание и формы методической работы. Организация методической работы на диагностической основе позволяет узнать потенциальные возможности всего педагогического коллектива, методического объединения, каждого учителя. Это способствует адресному планированию повышения квалификации, обобщению опыта, индивидуальной работе. Именно диагностика позволяет нам создать полноценные условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагогов. Так, анкетирование выявило трудности в анализе результатов обучения и воспитания, самоанализе. С этой целью учителю и классному руководителю заместителями директора по учебной и воспитательной работе был доработан пакет документов: анализ урока, анализ контрольных работ, анализ внеклассного мероприятия, рекомендации по самообобщению опыта, схема самоанализа урока по Зверевой. Каждый педагог имеет возможность ознакомиться с материалами по технологии в кабинете пединформации на постоянно действующей методической выставке и в разделе «Методическая копилка» на сменном стенде. Наибольшее развитие в школе получили следующие формы методической работы учителей: открытые уроки (около 20 уроков в год дают учителя школы), открытые мероприятия, творческие отчеты учителей, методические дни, самообобщение опыта (как правило, приурочено к аттестации учителя), участие в работе научно-практических конференций, семинаров (районных и областных) . Одной из форм методической работы является аттестация педагогических работников. Педагогический коллектив состоит из 22 педагогов. Все 22 педагога имеют высшее образование.1 педагог или 4,5 % не имеет квалификационной категории. 2 педагога или 9% имеют вторую квалификационную категорию. 1 педагог или 4,5% имеет высшую квалификационную категорию. 18 педагогов (82%) имеют первую квалификационную категорию. В 2010-2011 учебном году аттестовались:
2008 года преподаватели начали создавать портфолио – собрание достижений, фиксация успехов их работы. Портфолио включает в себя следующие разделы: общие сведения об учителе; научно – методическая деятельность; результаты педагогической деятельности; учебно-материальная база. В школе создана и успешно функционирует система внеурочной работы по предмету. Она позволяет наиболее полно развивать познавательные интересы учащихся, прививать им навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.
Выводы Методическая тема школы и вытекающие из неё темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. МС школы координировал взаимодействие методических объединений, оказывал педагогическому коллективу в работе над единой методической темой. В основном поставленные задачи МС были выполнены. Наряду с положительными результатами в работе имеются и недостатки: - недостаточно ведётся работа по обобщению передового опыта; - недостаточно применяются элементы современных технологий; - недостаточно высокий уровень самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. Необходимо, чтобы самообразовательная подготовка учителей всегда имела выход на коллектив, т.е. имела реальный практический результат. Необходимо усилить работу методических объединений по поиску, обобщению ППО и его распространению. Это поможет поднять не только уровень методической работы в школе, но и напрямую должно отразиться на результатах обучения и воспитания учащихся. Задачи, которые поставил перед собой методический совет на новый учебный год: - отслеживание роста педагогического мастерства путем проведения постоянного мониторинга педагогической деятельности; - повышение уровня квалификации педагогического коллектива, необходимого для успешного развития школы; - усиление мотивации учителей на основе инновационных педагогических технологий обучения и воспитания.
Качество преподавания Задача повышения качества преподавания является одной из основных в методической работе школы. В целях решения этой задачи был определён уровень профессиональной компетентности и методической подготовки учителей. Для совершенствования двух последних качеств учителя на заседаниях МО подробно изучаются учебные программы, образовательные стандарты, новинки методической литературы, специфика новых педагогических технологий. Особое внимание в работе МО и администрации школы уделялось совершенствованию и методов организации урока. На открытых уроках учителя делились своими методическими приёмами и находками. Как правило, открытый урок давался по теме самообразования. Это позволяет учителям не только более осмысленно подходить к выбору темы самообразования, но и к результатам работы над темой. Следует отметить, что отдельные учителя давали открытые уроки в связи с подтверждением имеющихся категорий. Кроме открытых уроков, администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля с целью выявления затруднений в работе и оказание своевременной методической помощи. В процессе посещения уроков администрацией было отмечено: - недостаточное использование современных технологий обучения или их элементов; - работа с различными категориями учащихся и создание ситуации успешности обучения; - формирование навыка самостоятельной работы учащихся на уроке; - организация текущего и обобщающего повторения Прослеживается повышение (по сравнению с прошлым годом) качества знаний по предметам учебного плана:
Вместе с тем прослеживается снижение качества обучения по предметам учебного плана:
В 2010-2011 учебном году МОУ "Березовская средняя общеобразовательная школа имени С.Н.Климова" окончили 13 выпускников 11 класса и 16 выпускников 9 класса. Учащиеся 11 класса сдавали ЕГЭ по двум обязательным предметам: по русскому языку и математике и 6 предметам по выбору: по физике, истории, биологии, химии, географии и обществознанию. Качество успеваемости при сдаче государственной итоговой аттестации по обязательным предметам и по предметам по выбору выглядит так.
Динамика успеваемости по годам представлена в таблице:
На отлично учебный год окончили 9 (8%) учащихся. По классам эти учащиеся распределились следующим образом:
2 класс – 1 учащаяся (10%); 3 класс – отличников нет; 4 класс – 1 учащаяся (9%); 5 класс – 2 учащихся (20%); 6 класс – 2 учащиеся (20%); 7 класс – отличников нет; 8 класс - отличников нет; 9 класс – 2 учащиеся (12,5%); 10 класс – отличников нет; 11 класс – 1 учащаяся (8%).
По сравнению с прошлым учебным годом количество отличников не уменьшилось. Одну четверку имеет Алейник Мария (7 класс) по русскому языку. На «хорошо» окончили учебный год 50 учащихся или 45% от количества учащихся, подлежащих аттестации, что больше на 4 % по сравнению с прошлым учебным годом.
На «удовлетворительно» окончили четверть 51 (46%) учащихся. Количество троечников по сравнению с прошлым учебным годом уменьшилось на 4 %. Гавдулевич Сергей (3 класс) имеет одну тройку по английскому языку; Петков Степан (4 класс), Климов Алексей (3 класс), Немцев Дмитрий и Пирогов Максим (5 класс), Шульгин Владислав (9 класс), Безродный Андрей (10 класс) имеют одну тройку по русскому языку; Безродная Юлия и Климова Надежда (6 класс) имеют одну тройку по математике. Классным руководителям необходимо вести постоянную работу с учениками, имеющими проблемные предметы. Успеваемость в целом по школе составила 100%, нет второгодничества. Коломиец Яна в 2007 году пострадала в ДТП, по состоянию здоровья она обучалась в этом учебном году на дому.
Динамика качества обучения по сравнению с предыдущими годами обучения представлена в таблице:
Результаты участия учащихся школы в районных олимпиадах 2010-2011 учебный год
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[о школе] [учебная работа] [воспитательная работа] [педагогический коллектив] [Климов] [нормативные документы] [ЕГЭ и ГИА] [СБППО] [новости] [школьная газета] [детская организация]